Главная » Статьи » Мои статьи |
Radiotehnika: развал или обновление?
Об этом на фоне восстановления независимости Латвии и открытии рынка, в сравнении с немецким "братом" Telefunken и "эстонцем" Punane RET. С начала основания первых довоенных фирм Лейбовица и Апситиса в независимой Латвии уклон шел в сторону производства приемников для европейского потребителя, если VEF уже имел свою структуру и серьезное оборудование, Апситису приходилось использовать в своих моделях элементы схем и дизайна от Telefunken. Apsitis un Zukovskis T-913B (1939) и Telefunken Super Markstein II (1938) - "зарождение фирмы" В 1940 все меняется. Собранный во едино завод под руководством Апситиса быстро набирает обороты и завоевывает рынок всего СССР, но объясняется это довольно просто - реальных конкурентов, кроме того же VEF, в СССР и не было, ввиду отсутствия ввоза западной продукции. Роланд Керно (конструктор всем известной 35АС-1) во время второй мировой работает на Telefunken. Масштабы производства со временем доходят до невероятных величин, число выпущенных радиоприемников считают в миллионах. Продукция завода собирает награды на международных выставках. Но в тот момент, когда реально было наладить существенный экспорт в другие страны, руководство допускает первую ошибку, делая ставку именно на советских рынок... Еще долгое время предприятие развивается по инерции. Чуть позже происходит переход в сторону аудиотехники. Первая стереорадиола представлена на выставке достижений СССР в Нью-Йорке. RRR Teika (1959) и Telefunken Opus (1962) - "выход вперед" Лучшие образцы акустических систем создаются под руководством Р. Керно и В. Муревскиса. Динамики практически копируют, создаваемые во время войны под руководством Третьего Рейха, модели. Впрочем, аналогов по звуку им до сих пор найти тяжело... RRR KA-10 (1962) и Telefunken Cocertino (1962) - "на что были способны конструкторы" И вот бренд достигает своего пика: строятся новые корпуса, открывается огромная акустическая камера, набираются новые люди, создается конструкторское бюро "Орбита". Все это со временем приводит к некоторой монополии. Рига занимает первое место в мире по производству радиоаппаратуры на душу населения. Смысла в налаживании экспорта нет: огромная страна обеспечивает рынок сбыта всему, что делают полтора десятка тысяч работников. Лучшие умы со всей Латвии и СССР создают там мировые образцы аудиотехники, но лишь образцы... Время от разработки полностью готового образца до внедрения его в производство занимало около 2 лет, что являлось временем устаревания модели по потребительским качествам и удобствам. Radiotehnika Viktorija-003 (1975) и аудиокомплект Telefunken (1975) - "деградация на лицо" Впрочем, даже разработки из-за отсутствия необходимой элементной базы задерживались на длительный срок. В начале 80-ых собрана первая модель тюнера с электронной настройкой, производство не смогли наладить - предприятие не было обеспечено необходимыми сложными микросхемами. Переданная модель акустики ВНИИРПА для внедрения в производство осталась лишь в нескольких экземплярах - не было налажено производство новых, сложных динамических головок. За период в 10 лет, начиная с 1980 года не было внедрино в производство ни одной новой динамической головки. Сбыт уже давно морально устаревших акустических систем продолжался - все еще не было реальных конкурентов. Сложнейшая система прохождения ГОСТ-ов отбраковывала около 30% перспективных образцов аудиотехники. Radiotehnika T-010 и Орбита 100АС-004 - "несбывшиеся мечты" Со всем этим "багажом" Radiotehnika подходит к 1990 году, встречать старую-новую страну, новый рынок. Советских союз больше не в силах удержать страны Балтии и железный занавес. Рубли теряют свою силу, заводу нужна крепкая иностранная валюта. Производство электроники усложняется из-за сложности поставок компонентов. Норма брака продукции, сходимой с конвейера, 95%. Аудиокомплекты Radiotehnika и Telefunken (1991) - "догнать не получается" Владимир Мартинсон - бывший главный конструктор, в то время директор завода пытается найти рынок сбыта на западе для того, чтобы получать средства в иностранной валюте. Акустические системы - единственное, что было возможно производить без поставок из бывшего СССР. Но в аудиотехнике, как и большинстве отраслей производства, есть свой субъективный показатель качества - страна. СССР никогда не занимал хотя бы минимальной ниши на западном рынке, следовательно - не имел хорошей репутации в этой сфере. Придирчивые немцы хорошо оценивают акустику с массивным корпусом из чистого дерева, но условие остается логичным: писать страну производства нельзя... Акустическая система Radiotehnika GL-90 - "не Латвия, Европа!" В руководстве всерьез обсуждается вопрос продажи завода японскому концерну Sanyo... В 1993 году Фонд госимущества разделил радиозавод на две части: на одну фирму, как это принято навесили все долги и объявили ее банкротом. Но Radiotehnika так и не наладила серьезных продаж в странах Европы. Чтобы выжить предприятие начинает производство тумбочек и зарядок для телефонов. Это не помогло и уже вторая часть становится банкротом. В 1996 году компания "Baltlains Intern" снимает помещения завода для производства акустических систем, которые будут экспортироваться в Германию и Скандинавию. В 1998 на аукционе по приватизации покупает контрольный пакет акции "Radiotehnika RRR". Цена покупки составила 2,8 млн.Ls ($ 5.5млн). Еще несколько лет директором завода остается Владимир Мартинсон, в течении которых RRR продолжает работать с убытками, по-прежнему зарабатывая лишь на субподрядах, а не акустике, и все же, производя ее. В начале 2000-ых - покупка оставшегося оборудования и имени "VEF". Radiotehnika выходит на прибыль. Попытка возобновить производство усилителей оказывается относительно удачной, однако, оставшиеся на складах, старые корпуса вскоре заканчиваются, на этом останавливается и производство внешних усилителей, но с тех пор все сабвуферы - активные. Усилитель активных сабвуферов Radiotehnika В 2008 - обновление производственного оборудования. За период в 30 лет, впервые появляются новые динамические головки. Новая линейка акустических систем. Опыт сотрудничества с латвийской фирмой "Real Sound Lab" дал свет модели Rigonda-S FS-5.3. Radiotehnika Rigonda-S FS-5.3 в журнале "Stereo&Video" Появляются постоянные дистрибьюторы в России. с 2011 года - в Италии. Официальные дистрибьюторы в России и Италии Конечно, кризис отразился на заводе, но этап уже пройден, и начиная с 2009 года прибыль и оборот стабильно увеличиваются. Успешный результат продаж в Италии дает надежду на возможный выход на рынки других европейских стран. Хорошее соотношение цена/качество, своеобразный дизайн продукции и отсутствие каких-либо границ в ЕС делают это возможным. Не мало важным стал и факт того, что Латвия уже стала считаться полноценным членом европейского сообщества, ведь имя страны хоть и субъективный показатель качества, но не мало важный... Акустические системы S-400M и SM-300 - "дизайн, действительно, хорош!" Показателем рациональности решений и действий предпринятых на Radiotehnika для сохранения производства является фирма Audes. Осколок крупного завода Punane RET, основанного еще в 1935 году (период первой Эстонской республики) практически полностью повторил действия RRR, и на данный момент является весьма схожим предприятием, единственным, вместе с Radiotehnika, производителем аудиотехники оставшимся с советских времен. Фирма Audes P.S. Говоря о будущем: следующим этапом развития должно стать восстановление разработки и производства усилителей звуковых частот, расширение модельного ряда акустических систем, путем использования ресурсов Рижского технического университета и молодых специалистов, поиск рынка сбыта в некрупных, менее богатых и избалованных выбором городах Европы, реклама бренда. ... *использовались фотографии с сайта: http://wegavision.pytalhost.com/ | |
Просмотров: 11436 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||