Официальный представитель Radiotehnika ищет дилеров в России

    Вы владелец Hi-Fi / Hi-End салона в своем городе и заинтересованы в нашей продукции?
  • Москва: +7 499-750-22-58, info@soundstory.ru
  • Череповец: +7 900-531-99-66, audiotechnics@mail.ru
Наш каталог
С оптовых
складов
Акустика

Официальная страница Вконтакте

    Подпишитесь на новости в vk.com:
VEF Radiotehnika RRR (vk.com)
/rrroficial
vk.com
Интервью Директора завода VEF Radiotehnika RRR Эдуарда Малеева
Автор: Марьяна Иванова-Евсеева



От былого величия Radiotehnika осталось только название, утверждают скептики. Когда–то завод был флагманом советской радиопромышленности и мозговым центром развития радиотехники СССР. В год выпускалось более миллиона акустических систем, что составляло 35% всей бытовой аудиотехники, произведенной на всем советском пространстве.

Сейчас предприятие выжимает от силы 11 тысяч единиц за год. Прошлый год выдался особенно трудным: оборот предприятия по сравнению с 2008 годом сократился на 40%, производство перевели на цикличную систему. Рабочих приглашаем, когда есть что делать, объясняет председатель правления VEF Radiotehnika RRR Эдуард Малеев. Но, уточняет он, причины такого застоя вовсе не в отсутствии заказов: "Наши S–90 нового поколения готовы покупать в Эмиратах, Германии, Скандинавии. Однако для рывка нам нужны оборотные средства. Но политика нашего главного кредитора — SEB banka — такова: денег не давать…" О том, почему "жмутся" банки, почему не закончилась рецессия и почему колонки Radiotehnika не взяли на "Новую волну", Малеев рассказал в интервью "ДВ".

Экономия бизнес не спасет

— Последние финансовые показатели "Радиотехники" несколько озадачивают: 2008 год вы сработали с оборотом 2,3 млн. латов и прибылью 16 тысяч латов, а потом торговля усохла до 1,3 млн. латов и вместе с тем до 49 тысяч латов подросли чистые доходы. Изменился портфель заказов или вы научились экономить?

— И то и другое. Во–первых, мы перешли на газовые котлы, снизив тем самым энергозатраты. Следующий этап — твердые виды топлива. Мы вынуждены уйти от газового отопления, потому что новые тарифы Latvijas gāze нам не по карману. Во–вторых, сократили численность персонала, пропорционально уменьшив налоговые отчисления. В–третьих, наш итальянский партнер сбросил заказы, ушли российские покупатели.

— По поводу кадровой политики: люди жалуются, что их вызывают на предприятие раз в неделю. И платят соответственно — только за это разовое посещение…

— Мы обеспечиваем их работой по мере поступления объемов. В Европе это нормально. Когда латвийцы едут за границу на заработки, они спокойно принимают условия, что после окончания контракта им придется отправиться домой. Так и здесь: сделал дело — получай. Главное, что завод гарантирует им среднюю месячную зарплату. Какой–то фронт работ в течение месяца всегда появляется. Так что без копейки люди не сидят.

— А средняя — это сколько?

— Очень скромно. Минималка…

— Наверное, держится коллектив исключительно на голом патриотизме? За 180 латов на бумаге даже во время кризиса не каждый согласится трудиться.

— Поверьте, планы у нас были совсем другие: в 2008 году мы купили новое компьютеризированное оборудование — ставишь программу и она сама все делает, собирались набрать молодежь, пересмотреть фонд заработной платы. Однако в какой–то момент банк резко пересмотрел свое к нам отношение. А это все равно что резко нажать на тормоза, когда машина несется на полном ходу. Компания моментально откатилась назад в своем развитии. Пришлось экстренно увольнять сотрудников. И когда встал вопрос — кого, молодых работников, которые еще успеют устроиться в жизни, или наших могикан, которым до пенсии осталось три–пять лет, мы решили оставить "стариков". И меня нисколько не трогают высказывания, дескать, Radiotehnika стала приютом для пенсионеров. Знали бы вы, на какие чудеса способны их золотые руки! Ну и, конечно, сыграл роль тот фактор, что пожилые люди менее требовательны к размеру зарплаты. Для них главное быть полезным и иметь мало–мальски постоянный доход… А молодые специалисты, инженеры–технологи к примеру, без тысячи работать не будут. На ставку 250 латов они даже не посмотрят.

Красивая песня о доступных кредитах

— А что с новыми станками: пока стоят без дела?

— Нет, почему же. Работаем, выполняем кое–какие заказы, но не в тех масштабах, которые хотели бы иметь. Потенциальных клиентов много, но они хотят видеть новые акустические модели, улучшенный звук. А для этого требуются испытания, сравнение с европейскими аналогами. Нужно защитить свои инновации патентами, сделать образцы динамиков. Все это стоит денег. К счастью, мы убедили Латвийское агентство инвестиций и развития в том, что проект по модернизации предприятия очень важен и обещает большие дивиденды. LIAA выделял 50% от нужных 600 тысяч латов. Остальное мы запросили у кредиторов. Но SEB banka сказал "нет". Более того, потребовал, раз уж предприятие вознамерились расти, сначала рассчитаться с долгами, вынудив нас изъять 200 тыс. латов оборотных средств на погашение займа. Все, компания была обескровлена.

И это очень прискорбно. Ко мне на следующей неделе приезжают финны — ведущий технический журнал по аудио— и видео аппаратуре. Хотят сделать большой материал о наших новинках. С их авторитетом нам обеспечена половина успеха на рынке Скандинавии. Но мне банально нечего им показать. Лирику разводить по поводу того, что Radiotehnika перешла на шпон и рояльный лак? — нет, с ними это не работает.

— Не пробовали сменить инвесторов?

— Пробовали. Обращались к Latvijas Hipotēku un zemes banka: ребята, если дает ваша правая рука — LIAA, то логично, чтобы дала и левая. Все–таки вы государственный банк. Но там заняли выжидательную позицию: уже год прошел после подачи заявки, а они до сих пор молчат. Мы говорим: вы хотя бы ответьте — да или нет.

И в этом вся наша политика: минэкономики рассказывает, как оно поддерживает высокотехнологическое производство, Домбровскис рапортует о том, что промышленный сектор и экспорт вывел страну из рецессии, а на деле выходит "крутитесь как хотите". И еще эта красивая песня о том, что кредитные ресурсы стали доступнее. Не сомневаюсь, для премьер–министра двери банков открыты, а для Малеева они на амбарном замке…

— А может быть, позиция банков объясняется тем, что объем кредитных обязательств предприятия уже перешел критическую черту? Только долгосрочных займов на 1,8 млн. латов.

— Весь парадокс в том, что последние годы банки сами подгоняли нас. Давайте испечем классный пирог: вот вам плита, тесто. Оплатили все, буквально пичкали нас деньгами, а потом, когда разразился кризис, просто забрали муку. С чем я остался? С дорогой плитой, в которой нечего приготовить… Чтобы продать продукции на миллион латов, нужно уже на первоначальном этапе иметь хотя бы 40% от этой суммы: на выпуск, на обеспечение цикла продажи. Мы доказываем кредиторам: отдача от подобных вложений будет. У Radiotehnika уже готов "мерседес”, больше скажу — "роллс–ройс”, его осталось только запустить!

В общем, я вижу два варианта развития событий: либо банки будут продолжать держать нас на голодном пайке еще год–два и тогда можно будет распродавать цеха и выгонять людей, либо все–таки поверят в нас и подольют нам бензина.

За маркетинг надо платить натурой

— С такой большой дебиторской задолженностью, как у вас, шансов действительно мало… Почему вам не платят заказчики?

— Реальные долги покупателей — всего около 700 тысяч латов. Конечно, финансовым учреждениям эта ситуация не нравится: каждый месяц они приходят за отчетами — какие у нас подвижки с дебиторами, с остатками на складах. Душат нас, но так, чтобы мы все–таки подавали какие–то признаки платежеспособности. Однако выживать после их нападок становится все сложнее: еще полгода назад мы могли расправить крылья. Теперь все гораздо хуже… Боюсь, что в один момент Radiotehnika все–таки не выдержит. И банки тогда победоносно объявят: "Вот, мы были правы — умерла старушка. А мы банкротам не подаем".

— В таком случае, Малеев — большой энтузиаст. Вместо того чтобы выводить активы, вы еще воюете…

— Да. И с некоторыми дебиторами у меня особые отношения. В прошлом году Radiotehnika поставила в Россию большую партию акустики с одной лишь целью — чтобы нас не забыли. Россия — наш главный рынок сбыта. На тот момент у компании не было средств на маркетинг — газеты, специализированные журналы, но был надежный дистрибьютор. И мы договорились так: он продает товар, параллельно рекламирует нас в сетях, в прессе, поднимает наш оборот и соответственно свои доходы. Но рассчитается с нами по всем статьям, только когда сам встанет на ноги.

— Вам не кажется, что это чересчур альтруистично?

— Игра стоит свеч. Цена вопроса — контракт на 400 тысяч евро и весь Уральский регион. Еще пару лет назад в России никто не знал, где можно найти контактный телефон "Радиотехники", и удивлялись — она еще дышит? Теперь откройте "Яндекс”: поисковик выдаст вам 20 страниц с описаниями моделей, отзывами покупателей и ссылками на магазины. По–моему, круто! Да что далеко ходить: вот вам свежий номер русской версии Stereo&Video тиражом 85 тысяч экземпляров. В сравнительном тесте на 15 листов наряду с нашими напольными колонками Rigonda–S раскладывают по полочкам англичан Mordaunt–Short, американцев Polk Audio, датчан Jamo и японцев с Yamaha. И как вы думаете, каковы результаты? Мы оказываемся лучшими! Экзаменаторы честно признают: звук превзошел все ожидания! И далее еще две страницы хвалебного текста. Заметьте, это оценка профессионалов, а не заказная статья. Но такое возможно лишь будучи представленными на российском прилавке. Никто не повезет из Прибалтики пару колонок для того, чтобы потом сказать: да, характеристики уникальные, но купить можно только на заводе–производителе.

Россия пока в зимней спячке

— Значит, российских экспертов вы покорили. А когда покорите покупателей?

— Экспортируя в Восточную Европу, надо помнить одно: здесь слишком силен личностный фактор. Пока товар дойдет до конечного потребителя, он проходит не одни руки. И все хотят получить свою долю. Сегодня принцип "пришел, увидел, победил" не действует.

Весной этого года вместе с представителем латвийского посольства мы прошли все российские сети электроники. Они ответили: почему бы и нет? Но их тоже не миновали кризисные пертурбации: "Эльдорадо" был вынужден передать контрольный пакет структурам чешской PPF Group за кредит в $500 млн., "Техносила" не нашла новых владельцев и подала на собственное банкротство. Ритейлер должен банкам 400–420 млн. долларов. Только "М.Видео" сумела избежать серьезных потерь. Но они явно ослабли и пока не могут нас принять. Вообще прошлый год выдался не очень удачным для российских супермаркетов электроники. Они верстали свои планы с расчетом на рост, но в 2009–м рынок обвалился примерно на треть. Правда, российские аналитики успокаивают тем, что в 2010 году ожидается рост доходов населения и, как следствие, изменение потребительского поведения. Однако стабильного роста продаж не будет раньше второго полугодия. В общем, "Радиотехники" придется потерпеть. Скоро, я уверен, мы будем заключать сделки на миллионы.

— С новой линейкой продуктов или на "старой базе"?

— Конечно, с расширенным ассортиментом! У нас нет недостатка в технологиях "завтрашнего дня" и оригинальных изделиях. Кое–что из high–tech мы показали генеральному постановщику "Новой волны" Александру Ревзину еще в прошлом году. Он остался крайне доволен. А это многое значит: у человека идеальный слух и очень высокие требования к музыкальному оформлению. Фактически предприятие могло взять на себя всю акустику конкурса. Но для этого нам надо было за год превратить опытный образец в реальный продукт. По срокам все было возможно, а по инвестициям (вздыхает) — что называется, читайте выше…

— А Праздник песни могли бы осилить?

— Почему бы и нет? Я вообще сторонник политики импортозамещения. Если дома производят достойный продукт, зачем его брать на стороне? Отрадно, что и Артис Кампарс (министр экономики) в последнее время стал об этом говорить…

— И вы ему верите?

— Да, но очень надеюсь, что за обещаниями последует дело. В Библии ведь сказано — сначала было Слово… Несколько дней назад министр впервые побывал на Radiotehnika и искренне удивлялся увиденному. Так что начало положено.

— Давайте все же уточним: на какого именно покупателя ориентируется компания? Это домашний пользователь или студийное оборудование?

— Наши возможности достаточно широки: бытовые стереосистемы, которые исторически являются самой сильной стороной "Радиотехники", эксклюзивные домашние кинотеатры категории Hi–End, полупрофессиональная аппаратура, усилители. Но для студий мы не работаем. Это совсем другой бизнес. Наши сегменты — во–первых, бюджетный вариант, относительно недорогие напольники, которые не проделают огромную дыру в семейном бюджете, но при этом обеспечат владельцу достойное звучание. Во–вторых, музыкальная "экипировка" небольших ресторанов и клубов. В–третьих, качественные корпуса из натурального дерева для класса повыше. Основной их заказчик — крупнейший итальянский производитель акустических систем RCF S.p.a. С ними мы начинали с 500–700 штук в год, сейчас RCF берет на 60 тысяч евро в месяц. Но нерегулярно. Их тоже кризис не обошел стороной. Но, надеюсь, до конца года мы разгоним объемы до 100 тысяч евро. Похоже, европейский рынок оживает быстрее российского.

У Европы проснулся аппетит

— То есть будь у вас порядок с оборотными средствами, работали бы и на ЕС?

— Radiotehnika уже там — в Англии, Германии, Швеции. Но большие объемы мы пока потянуть не можем. Недавно отправили контейнер партнерам из Дубая. И на этом выдохлись… Хотели бы расширить свое представительство в СНГ и Средней Азии, где хорошо "распознают" наш бренд. Но… не хватает "два глотка для рывка".

— Предположим, дали вам развернуться. Какой у вас потенциал?

— Миллион евро в месяц — без проблем. А пока приходится ограничиваться одной сменой и рамками обыкновенной мастерской.

— А в чем преимущество "Радиотехники" перед аналогичной продукцией других европейских марок?

— В том, что Европа размещает свои заказы в Китае, а мы — в Латвии. Заводы в Поднебесной опускают стандарты, чтобы упростить производство и сэкономить. Например, они делают древесно–стружечные плиты МДФ и внутри их не пропрессовывают. Все равно, дескать, не видно, а так проще и дешевле. Это вообще не вопрос для них! Вместе с тем, для серьезных покупателей непропрессованный внутри МДФ означает, что этот материал вообще непригоден для производства… Что еще делают китайцы: варьируют толщину медного покрытия на печатной плате. А немцы в этом смысле очень щепетильны: им подавай четыре микрона. Не больше и не меньше.

Если же рассматривать продукцию, сделанную непосредственно в ЕС, то она дороже нашей в два–три раза. Поэтому мы однозначно выигрываем по показателю "цена — качество”.

— Если вы так хороши, как говорите, то почему так слабо представлены на латвийском рынке?

— Потому что розничные сети хотят большую маржу. На нас много не заработаешь, на китайской компьютерной акустике и стереокомплектах — можно. Причем примерно три цены от первоначальной. К тому же made in Сhina гораздо дешевле "Радиотехники". А привлекательный ценник во время экономического спада является для клиентов ключевым аргументом. Но я в таких случаях говорю ценителям хорошего звука: поверни колонку задницей и посмотри, что там написано. В то же время я вижу, что настроения у людей меняются. Покупатели становятся умнее: они уже не смотрят на фотоаппараты–мыльницы, дребезжащие басами музыкальные центры и пластмассовые АС. Лучше один раз потратиться на Radiotehnika и быть уверенным, что приобретение прослужит добрый десяток лет. Как когда–то служили S–90.

Супермаркеты тоже уловили эту тенденцию. И сейчас с нами уже готовы дружить RD Elektronics и Elkor. Так что, как говорится, спрашивайте "Радиотехнику" в ближайших магазинах!